Орден
основана в 1927 году
История

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ Донского кино, г. Ростов-на-Дону, 1925 год

Кинооператор БРЮМЕР Семён Иосифович

Режиссёр ГРИСЕНКО Александр Иванович

Коллектив фабрики «КИНОКОМСОМОЛ», 1926 год

В 1924 году Ростовское отделение СОВКИНО приобрело фабрику бывшего «Кинокомсомола». Начались съёмки и выпуск на экраны короткометражек на производственные и сельскохозяйственные темы. С 1925 года кино-корреспондентский пункт треста «Совкинохроника» (позже – кинофабрика) размещались по улице Пушкинская, дом: 174, в Ростове-на-Дону - в маленьком домике, а позже там организовали Ростовский киномеханический завод кинотехники.

27 марта 1927 года в газете «Советский Юг» появилось сообщение, что студией выпущен киножурнал «Северный Кавказ» под номером 1. С этого дня и началась Ростовская студия кинохроники, которая обслуживала - освещала события посредством кинохроникальных журналов из жизни Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края, автономных республик в составе РФ: Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Дагестан, Адыгея, Северная Осетия.

На Ростовской киностудии в то время работали операторы: Николай Константинов (это родной брат знаменитого Василия Константинова - вместе они изобрели легендарную кинокамеру «КОНВАС»), Василий Пятов, Лазарь Голод, Георгий Попов, Борис Маневич, Василий Харкевич, Аслан Каиров и режиссёр Василий Василенко.

Ростовской студией в довоенное время руководили: Овсянников, Фателевич, Островский, Тарасов.

Известно, что: в 1930 году режиссёр Л. Степанова совместно с оператором В. Степановым создали фильм о зерновом совхозе ГИГАНТ;

в 1934 году выпущен фильм «Подарок Родине» - о командирах Красной Армии, который демонстрировался на кинофестивале в Москве;

в 1935 году студия приступила к выпуску звуковых киножурналов (ранее кино было немым);

в 1936 году на Ростовской киностудии работало 8 операторов, 3 режиссёра, ассистенты, художники, работники лабораторий по обработке плёнки, печати плёнки и т.д.;

1939 год, на велосипеде снимает кинооператор В. Петров

1940 год, съёмки к/ф «Бойцы на лыжах», кинооператор Петров

в 1940 году фильм Ростовской студии кинохроники «ГИГАНТ» был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В довоенный (до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов) период Ростовская киностудия выпускала в год 36 киножурналов «Северный Кавказ» (по 10 минут каждый) и около 10 документальных кинофильмов.

В связи с событиями на фронтах ВОВ, студия из Ростова-на-Дону в октябре 1941 года переезжает в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Директором студии тогда был Д. Дальский, а главным инженером – Авраам Лазаревич Дербаремдикер (1915-2009), который блестяще руководил технической частью Ростовской киностудии почти до своего ухода из жизни в 2009 году и оставил в памяти многих поколений – не только Ростовских кинематографистов - яркий образ прекрасного человека и выдающегося специалиста своего дела, он был примером настоящего и беззаветного служения своему делу – без остатка, самозабвенно и плодотворно, он посвятил всю свою жизнь кино.

Авраам Лазаревич Дербаремдикер – главный инженер Ростовской киностудии

На студии в период её эвакуации (1941-1945) также работали звукооператор и кинооператор В. Харкевич и проявщик Каро Машугян, кинооператор Н.Д. Подгорный, режиссёры Д. Дальский, М. Лукацкий, Фаина Минухина, А.П. Лапач, редактор Мовшович, мастер по ремонту съёмочной техники Никитин. Эти люди установили эвакуированное оборудование и создали условия для работы цеха обработки плёнки, звукоцеха, кинопроекционной и др. В этот период студия являлась базовой площадкой для съёмочных групп Закавказского и Северокавказского фронтов и Черноморского флота, где начальником съёмочной группы был бывший директор студии Тарасов П.Ф.

В эвакуации Ростовская киностудия выпускала кинопродукцию до конца 1945 года – производилось 24 киножурнала и около 5 фильмов в год.

При приближении фронта к Северной Осетии, оборудование и киноархив Ростовской киностудии были вывезены в г. Тбилиси Грузинской ССР по Военно-грузинской дороге.

Аппаратура и архив были переданы киностудии «Грузия-фильм». Позднее Ростовская киностудия и её оборудование были вновь возвращены в г. Орджоникидзе.

В период Отечественной войны 1941-1945 г.г. кинооператоры Ростовской студии снимали летопись военных событий, освещая как на фронтах, так и в тылу героическую борьбу советского народа за освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Среди кинохроникёров того периода были: Гай Асланов, Теодор Бунимович, Борис Маневич, Виктор Петров, Георгий Попов, Александр Смолка, Михаил Пойченко, Давид Шоломович. Кинооператор Ростовской киностудии Л.Б. Мазрухо за съёмки горящей Варшавы и поверженного Берлина был отмечен Государственной премией СССР, позднее он стал Заслуженным деятелем искусств России.

Леон Борисович Мазрухо (1908-1979) как режиссёр и как кинооператор, помимо разных своих работ, снял абсолютно все известные нам кадры, где есть Михаил Шолохов. Леон Мазрухо стал близким другом М.А. Шолохова и с первых дней их знакомства и до последних дней великого писателя, был его летописцем.

Звания Заслуженный деятель искусств России был удостоен и Б. И. Маневич. Снятые им на Северном флоте боевые эпизоды – теперь в Золотом фонде исторической кинолетописи страны. Кадры, снятые Кенаном Кутуб-Заде в освобожденном от нацистов Освенциме стали свидетелями обвинения на Нюрнбергском процессе. А. И. Смолка снял исторические кадры Севастопольской обороны, которые сегодня известны всем нам…

1944г., Польша, нацистский концлагерь смерти Освенцим,
снимает кинооператор Кенан Кутуб-Заде

Дети освобождённого Освенцима –
кинооператор К. Кутуб-Заде, 1944г, Польша.

Все фронтовые кинооператоры Ростовской киностудии имеют многочисленные Ордена и Медали, которые они получили, выполняя свой долг и за их фронтовые подвиги.

В 1945 году Ростовская киностудия возвращается в разрушенный нацистами Ростов-на-Дону и располагается в одном из помещений на территории колбасного завода (проспект Будённовский, дом 99). В 1950 году коллектив Ростовской киностудии и всё оборудование вновь пришлось перевозить в г. Орджоникидзе, так как колбасный завод отказал в помещениях, а других подходящих зданий в сильно разрушенном немецкими оккупантами Ростове-на-Дону не нашлось…

В 1946 году на базе Ростовской киностудии в г. Орджоникидзе (г. Владикавказ) образуется новая киностудия – Северо-Кавказская и территории, обслуживаемые ранее Ростовской киностудией передаются ей. В сферу интересов Ростовской киностудии (кинохроники) попадают Тульская, Орловская, Курская, Белгородская, Воронежская и Липецкая области. Начинается выпуск киножурнала «ВРЕМЯ», в котором на регулярной основе в виде кинопериодики освещается жизнь этих регионов. Во многих их этих регионов студия открывает постоянно действующие кино-корреспондентские пункты – корпункты, со своим штатом в виде кинооператора, водителя, осветителя, звукооператора, бухгалтером. Эти подразделения напрямую подчинялись головному предприятию в г. Ростове-на-Дону – Ростовской киностудии и работали как самостоятельно, так и по заданию редакции студии.

1952г., Цимлянский гидроузел – кинооператор Леон Мазрухо

1956г, режиссёр В. Плоскин и Чухлебов, г. Ростов-на-Дону

В 1952 году Ростовская киностудия окончательно возвращается в г. Ростов-на-Дону и располагается в здании общежития педагогического института (пр. Ленина, 46/2) и только в 1953 году студия переезжает в новое – специально построенное под киностудию современное здание по улице Красноармейская, дом 94.

Разносторонняя жизнь Ростовской области и Краснодарского края освещается киножурналом «По Дону и Кубани» со знаменитой эмблемой-логотипом в виде подсолнуха.

С 1958 года Ростовская киностудия начала выпускать цветные кинофильмы и отдельные номера цветных киножурналов (спецвыпуски).

В 1964 году к основному зданию киностудии была осуществлена 3-х этажная пристройка, где разместились – новый мультцех, электроцех, механический цех, редакция, новые монтажные, операторские кабины, хранилище кинофильмов и другие производственные помещения.

В 1980 году «кинорегион» Ростовской киностудии расширился, в него вошли Брянская, Калужская, Рязанская, Тамбовская области и стал выпускаться хроникальный киножурнал «Земля родная» о жизни этих регионов.

Ростовской киностудией в послевоенный период и до её 60-летия (1987 год) руководили П.Ф. Тарасов, А.В. Герцик, Р.И. Тараев, С.В. Назаров, В.Н. Понедельник, Г.А. Аболин, Л.Г. Коваленко, В.Ф. Катькалов. Главными редакторами были: К. Прийма, Л. Коваленко, Г. Денисенко, М. Константинова. В редакции в разные годы также трудились: Ю. Яновский, Н. Бабахова, Р. Розенблит, О. Гаганова.

Среди авторов в разные годы были известные кинодраматурги и писатели: Лауреат Ленинской премии К. Славин, А. Иващенко, Ю. Черниченко, В. Закруткин, А. Калинин…

В послевоенный период на студии продолжали работать режиссёры: Леон Мазрухо – Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный Деятель искусств РСФСР – В. Гесск, Фаина Минухина, Г. Денисенко - Заслуженный Деятель искусств РСФСР. Стали на ноги и окрепли молодые режиссёры – Сергей Стародубцев, Клим Лаврентьев – Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный Деятель искусств РСФСР.

Отряд старой гвардии кинооператоров – К. Кутуб-Заде, Б. Маневич – Заслуженный Деятель искусств РСФСР, Г. Егоров – лауреат Государственной премии РСФСР и Заслуженный работник культуры РСФСР, Н. Медведев - Заслуженный Деятель искусств РСФСР – пополнили С. Харагезов, Виктор Уколов, Юрий Щербаков, Александр Терновой, А. Чапурко, Юрий Мусатов, Игорь Познанский, а также Юрий Тарасов, С. Рашидов, Эдуард Козлов, А. Богомолов, Семён Эпштейн, операторы комбинированных съёмок Валерий Гвоздяков и Виталий Ступаков.

Долгие годы отдали студии, её техническому перевооружению главный инженер Ростовской киностудии Авраам Лазаревич Дербаремдикер, монтажница позитива – Заслуженный работник культуры РСФСР М. Плоскина, механик Евгений Пашков, электрики Н. Штурм, В. Стрекастов, звукооператоры Константин Безъязычный, Борис Куров, Анатолий Колмыков, киномеханик Т. Карева, механики Б. Доренко, М. Молчанов, осветитель Павел Горькавцев.

1956г., съёмки фильма «Тихий Дон»,
кинооператор Ростовской киностудии
А. Смолка, П. Глебов, Э. Быстрицкая

1965г., съёмки у Михаила Шолохова,
кинооператор В. Каликьян, режиссёр Л. Мазрухо,
асс. оператора В. Светлов.

Павел Борисович Горькавцев долгие годы посвятил всё своё свободное время созданию музея истории Ростовской киностудии, что размещался в малом просмотровом зале киностудии. Его руками создавались многочисленные стенды, экспозиции, он тщательно собирал в музей разную технику, ордена и медали фронтовых кинооператоров, призы студии, аудио, кино, видео и фото материалы, многие из которых и легли в основу этого сайта.

П. Б. Горькавцев и его сын Саша

Осветитель – Павел Горькавцев

В послевоенный период окончательно складывается и в целом формируется наряду с уже известными в стране киношколами – Московской, Ленинградской, такое понятие как Южно-Российская школа документального кино, флагманом которой и являлось Государственное предприятие Ростовская киностудия.

Кинооператор Хачатурян, ст. Вёшенская,
журнал «По Дону и Кубани». Казаки

Режиссёр М. Плоскина и кинооператор Г. Попов

В год своего 60-летия (1987 год) Ростовская киностудия выпустила на экран 72 киножурнала, свыше 30 фильмов. В 70-80-годы прошлого столетия Ростовская киностудия прославилась новым взглядом на кинопублицистику, открыв этот жанр для многих кинематографистов заново в неожиданно острой, смелой и злободневной фактуре. Много внимания студия уделяла теме Михаила Шолохова: фильмов, снятых о М.А. Шолохове, в разные периоды насчитывается более десятка.

1978г., съёмки фильма Я-РОСТОВ,
кинооператоры В. Ступаков и В. Каликьян

Кинооператор Бабасьев,
звукооператор К. Безъязычный

Ростовская киностудия, помимо журнальной кинопериодики (кинолетописи) ежегодно выпускает документальные фильмы всех видов и жанров: научно-популярные, образовательные, фильмы-портреты, общеэкранные картины, снимает сюжеты для всесоюзного сатирического киножурнала ФИТИЛЬ, а также производит кинопродукцию по заказу различных министерств, ведомств СССР и РСФСР. Ростовская киностудия становится базой – учебной площадкой и точкой профессионального роста для всех кинолюбителей региона, многие из которых, потом пришли на студию, обучались на реальном кинопроизводстве разным профессиям, получали профессиональную государственную тарификацию. Талантливая молодёжь по специальному направлению от студии получала возможность бесплатного обучения профессиям кинооператор, режиссёр, сценарист во Всесоюзном государственном институте кинематографии имени С. Герасимова (ВГИК, г. Москва).

В 1987 году «За заслуги в развитии советского киноискусства» Ростовская киностудия была награждена Орденом «Знак Почёта». В этом же году в свет выходит книга «Над фильмом работали» - она посвящена истории Ростовской киностудии.

Режиссёр Сергей Стародубцев и кинооператор И. Познанский
на съёмках фильма СТУПЕНИ

Режиссёр Роман Розенблит – у камеры и
кинооператор Виктор Уколов - справа

Государственное предприятие Ордена «Знак Почёта» Ростовская киностудия к этому времени имеет несколько постоянно действующих кино-корреспондентских пунктов по стране со своим штатом. В зону обслуживания Ростовской киностудии по Федеральной программе «Кинолетопись России» (до ликвидации самой программы в 2007 году) входило более 13 регионов России, такие области как: Калужская, Тульская, Рязанская, Брянская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Воронежская, Белгородская, Ростовская, а также Краснодарский край и весь Северный Кавказ.

В год 50-летия Ростовской киностудии (в 1977 году), на экраны выходит фильм «В гостях у работников Ростовской киностудии», фильм рассказывает о том, как создаются кинофильмы и кто их создаёт в стенах Ростовской киностудии. В кадре фронтовые кинооператоры студии, режиссёры, монтажницы, фрагменты работ студии и рабочие эпизоды съёмок в большом павильоне Ростовской киностудии.

Режиссёр Г. Денисенко и маршал С. М. Будённый

1986г., кинооператор Юрий Мусатов (в кепке)
на съёмке х/ф «Цыган», ст. Пухляковка

В год 80-летия Ростовской киностудии (2007 год), на экраны выходит фильм «Пишем кинолетопись страны». В этом фильме сотрудники Ростовской киностудии разных поколений рассказывают об истории студии, о том, что и как они снимали.